1 февраля 2013 года в 14 часов в выставочном зале КРУ «Этнографический музей» состоялось открытие персональной выставки художницы Ирины Антоновой «Ихтиология».
Антонова Ирина Николаевна (1956 г.р.) – живописец, график, декоратор, педагог. Окончила Заочный народный университет искусств им. Н.К.Крупской (Москва) в 1976 г. Выставочную деятельность начала в 2007 году.
На выставке представлены 65 произведений мастера, созданные за последние 5 – 6 лет творчества (2007 – 2011 гг.). Работы относятся к различным видам и техникам декоративно-прикладного искусства. Это скульптура малых форм и настенные панно, выполненные из папье-маше, инкрустированные цветным стеклом и морскими раковинами, а также каркасные конструкции, в которых среди веревочных переплетений парят массивные камни, и легкие ажурные композиции геометрических орнаментов, созданные из нитей и шпагатов.
Представленные на выставке работы помогают ощутить динамику творчества художника в последние годы — от объемной многоцветной пластики папье-маше к ажурной графичной пространственной композиции, от многословности форм к аскетизму художественного языка, от первобытного хаоса к геометрии.
Название выставки «Ихтиология» носит оттенок двойственности. С одной стороны авторы проекта слегка иронизируют по поводу собственной концепции — показать только те работы Ирины Антоновой, в которых использовано стилизованное изображение рыбы. С другой, не распыляясь на весь объем творчества художницы, стремятся подчеркнуть мировоззренческий характер ее искусства и глубокую символичность образов.
Художник создает объемные и плоскостные объекты, условно определяемые как скульптура и декоративное панно. Материалами для творчества Ирине служат камни крымского побережья, вынесенные штормовым морем, осколки стекла и керамики, ракушки и окаменелости, они скреплены текстилем – различного рода шпагатами, веревками, фрагментами сетей. Сплетенные в четкие ребристые плоскости и ажурные ширмы, эти «связующие нити» задают образную систему, ведущую к той материи, из которой соткан мир.
Ассоциативный ряд работ Ирины Антоновой бесконечно широк, он обращен к памяти детства, к безвозвратно уходящей натуре родной земли, к символам и кодам христианства. Время — одна из смысловых констант творчества Ирины Антоновой. Эстетика нерукотворных материалов рождает архаику форм и расширяет их культурологический горизонт. А ремесленная «сделанность вещи», в каждый миллиметр которой вложен кропотливый отточенный опытом труд, погружает нас в умозрительное средневековье. Выбеленные, состаренные сети и веревки, сросшиеся с камнем и деревом, делают время осязаемым. Автор идет по пути высвобождения подлинного смысла вещей из-под наслоений обыденности.
Время ее работ – это время, летящее над Крымом. В скульптуре «Крымская война» — осколки бутылок для английских войск (1853-54гг.) сложились в рыбу-пароход.
Рыба, действительно, один из наиболее часто встречаемых в творчестве художницы образов, она многозначна и символична. «Иордань» — в изморози нитей парит рыба из серой гальки, несущая в своей прозрачной утробе икринки новой жизни. «Хранительница жизни» — рыба-крепость.
В таких сериях работ как «Прощание с Омегой», «Проплывая вдоль крымских берегов» Ирина Антонова делится своими чувствами по эколого-культурологическим проблемам. Гибель природного ландшафта нашего полуострова, когда под застройку, под бетон уходит исконная крымская геология и наш берег становится безлико фешенебельным. Известняки с глазами и окошками, нуммулиты, отпечатки доисторических монстров, морщины земли — то, что теперь может сохраниться лишь в мастерской художника, а со временем войти в его работы. Художница стремится обратить на это внимание молодежи и детей, своих учеников из студии «33+».Основной задачей своего творчества Ирина Антонова считает работу с детьми. Но это не узко художественная школа – это школа общения и сотворчества, а также возможность поделиться любовью ко всему доброму и настоящему.
Указатель для выставки «Ихтиология», работа Е. Мельниченко
Выставка продлит свою работу с 1 по 24 февраля 2013 года.