Ломакина М.А.
младший научный сотрудник
научно-исследовательского отдела этнической истории
и традиционной культуры народов Крыма кон. XVIII -XXI вв.
Головная накидка – это неотъемлемая часть материальной и духовной культуры, исповедующих ислам этносов. В древности различные виды головных покрывал носили представители народов, которые проживали на Аравийском полуострове и связано это было с климатическими условиями. С появлением ислама ношение головных покрывал у женщин закрепляется Кораном.
Издавна крымские татарки носили несколько видов головных покрывал, среди которых можно выделить марама. Марама - это тонкий шарф, служащий головным убором крымскотатарской замужней женщины. Традиция покрывать голову марама передавалась из поколения в поколение. Обычно ею покрывали головной убор-фес или просто накидывали поверх платка. Ношение марамы — это важная часть традиционной и религиозной культуры крымских татар. Ткались эти изделия из льняных, хлопчатобумажных и шелковых нитей, тканым был и рисунок. В ХХ веке появляются марама из тонкой кисеи с набивным штампованным орнаментом.
В собрании Крымского этнографического музея представлены тканные марама с тканным геометрическим и геометрически-растительным орнаментом XIX и начала XX века.
В октябре 2017 коллекция марама пополнилась новым более поздним видом головного покрывала крымскотатарской замужней женщины. Приобретенное музеем марама относится к 20-м годам ХХ века и бытовало в селе Ворон Судакского района.
Представленное марама (КП-8746, ИБ-4442) сделано из белого полотна прямоугольной формы с набивным (штампованным) рисунком черного цвета. Вдоль длинных и узких краёв изображены полосы из цветов (предположительно маки), по углам бутоны роз. Стилизованные изображения роз, маков, тюльпанов, гвоздик, лилий являются наиболее распространёнными мотивами, которые встречаются на изделиях декоративно-прикладного искусства крымских татар. Роза символ семи имён Аллаха в мусульманстве.
Над рисунком и вдоль длинного края по центру марама расположена надпись арабской вязью. Возможно, надписи служили своеобразным указанием на принадлежность к мусульманской религиозной общине. Чаще всего, это цитаты из Корана, поэтические двустишия, благопожелания, размещенные в специально отведённых медальонах или в каймах.
В связи с возрождением традиций декоративно-прикладного искусства современными мастерами музеи и их коллекции являются связующим между поколениями, прошлым и настоящим, передавая культурную и этническую память народа, копившуюся веками.