Наверх

30.11.2018 г. Крымскотатарская люлька-бешик начала XX века из коллекции Крымского этнографического музея

Ломакина М.А.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

На территории полуострова сформировалась неповторимая и самобытная культура, в которую внесли свой вклад все крымские народы. Национальные традиции нашли свое отражение в изделиях декоративно-прикладного искусства. Особый интерес представляют декоративные техники, такие как золотое шитьё, узорное ткачество, филигрань, резьба по дереву и камню.

Издавна резьба по дереву занимала значительное место в искусстве крымских татар. В начале ХХ века центром по производству резной деревянной мебели и других изделий был Бахчисарай. Народные мастера изготавливали предметы мебели, которые дополняли интерьер крымскотатарского дома. Резными были колонны и капители домов, решетки и домашняя утварь, сундуки с инкрустацией костью, перламутром, многогранные столики «курьсю». В спальнях домов стояла традиционная резная колыбель (бешик).

Бешик – это колыбель, которая также используется у многих народов Азии. У каждого народа она имеет своё название: бесик – по-казахски, по-кыргызски и по-узбекски – бешик, по-таджикски – гахвора.

Самая древняя колыбель – из найденных - принадлежит ко времени династии караханидов, примерно Х-ХI век. Согласно преданию, изложенному в книге «Традиции говорят», бешик появился во времена легендарного азиатского правителя Мизам баба. Тот очень любил деревья и всю свою долгую жизнь - 150 лет - сажал и взращивал их. По преданию, из тех саженцев, что Мизам баба посадил, и появились густые леса в окрестностях Жетысу и Алтая. После смерти правителя китайцы, давно пытавшиеся захватить Сарыарку, сожгли его сады. В это время его сын Айдахар находился далеко и не знал о случившемся. Ему об этом сообщил отец, явившись во сне. Вернувшись домой, он и вправду увидел сожженную землю. И лишь в некоторых местах остались искривленные ветви таволги. Их он, помолившись за усопшего, забрал с собой. Однажды ребенок Айдахара долго не мог успокоиться, надрывно плача несколько дней. Не выдержав детского плача, мужчина вышел из своего жилища и стал просить Всевышнего о помощи. Когда он вернулся, то увидел, что старец в белых одеяниях уложил малышку на ветки уцелевшей таволги и укачивал ее. Когда Айдахар приблизился, тот исчез. Он понял это как божий знак и соорудил люльку.

Испокон веков устройство кочевой люльки не менялось. Это деревянный ящик с широкими спинками, скошенными для качания снизу и скреплёнными длинной рукоятью-перемычкой сверху, плюс – ключевое отличие от любых других колыбелей – отверстие снизу.

Существовали поверья, что колыбель обладает мощной силой оберега, и может защитить младенца от недоброго глаза, нечисти и даже от самого «шайтана». Когда появлялся первый ребёнок, люльку приносили из родительского дома матери, затем её использовали для всех последующих детей. Не разрешалось сжигать люльку, оставлять люльку пустой или качать пустую люльку, считалось, что все эти действия могут принести в дом несчастие. 

В 1995 году в фонды Крымского этнографического музея поступила напольная люлька – бешик начала ХХ века (КП-795, ИБ-336).

Колыбель деревянная, ручной работы. Покрыта голубой краской. Основная часть прямоугольной формы с вырезом для горшка. Две спинки дугообразной формы с ажурной резьбой на подставках в виде качалки, вверху соединены друг с другом толстым бруском, сужающимся к краю - фигурная резьба.

Если рассматривать люльку как предмет материальной культуры, получается что она – объект многофункциональный. Люлька, поскольку ее производили мастера, часто выглядела как предмет искусства; на несколько лет она становилась предметом интерьера комнаты, местом, где с грудного возраста ребенок проводил большую часть своего времени, заменяя ему жилище.

Таким образом, люльку можно считать первым собственным пространством ребенка, это его символический дом, в котором он вполне комфортно себя чувствовал. А благодаря тому, что с люлькой связаны различные обрядовые практики и суеверия, она является также и предметом духовной культуры народа.