Наверх

26.10.2020 г. Женское головное покрывало «енгиль марама» из коллекции Крымского этнографического музея

Бариева М.Р.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

Обязательным элементом традиционного костюма крымской татарки являлось головное покрывало. Традиция покрывать голову уходит в далекое прошлое и объясняется необходимостью соблюдения шариата. Предстать перед посторонним мужчиной с непокрытой головой считалось греховным и неприличным. Головные уборы отличались большим разнообразием: платки, шарфы, налобные повязки, чалмы, покрывала. По крымскотатарскому обычаю женщина должна была покрывать голову платком или фесом, поверх которого надевался длинный широкий шарф – марама.

Как правило, марама носили замужние женщины. Такое головное покрывало закрывало не только волосы и лоб, но и фигуру. Именно марама набрасывали на голову во время чтения молитвы и в трауре. Шили их из домотканого полотна «атма» кремового или белого цвета и украшали тканым орнаментом. Концы марама декорировались кружевом, бахромой, дополнительно могли использовать бусины.

Марама из фондов Крымского этнографического музея датируется концом XIX в. По способу и количеству орнаментации данное марама можно отнести к группе «енгиль марама» - изделие, где декорированы только края. Орнамент образован тремя повторяющимися квадратами, в которых помещены в три ряда тюльпаны – мотив лале. К слову, тюльпан в исламе является символом Аллаха, а в ткачестве и вышивке символизирует мужской знак. Длинные края изделия украшены орнаментом михраблы, выступающего оберегом и символизирующего сталактиты михрабной ниши в мечети. Узкие края марама декорированы ажурной полосой, к которой привязаны шерстяные нити с чередующимися разноцветными помпонами, между которыми нанизаны стеклянные бусины.

Головные покрывала марама также как и другие предметы декоративного ткачества являются значительной частью культурного наследия крымских татар и отражают духовный мир мусульманской женщины.