Наверх

01.06.2018 г. Болгарский женский костюм в собрании ГБУРК "Крымский этнографический музей"

Гайворонская О.Б.

старший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.   

Важным элементом материальной культуры народа является его народная одежда, которая отражает процесс исторического развития народа, его художественный вкус и мастерства. Одним из источников изучения народной одежды народов Крыма, в том числе и болгар, являются музейные собрания ГБУРК «Крымский этнографический музей». В фондах музея находятся три подлинных болгарских женских костюма конца ХIХ - начала XX века из сел Андреевка (ныне Желябовка Нижнегорского района), Кишлав (ныне Курское Белогорского района) и  Марфовка Ленинского района.  

Традиционный болгарский костюм – чистошерстяной. Обработка шкур и шерсти овец была одним из главных видов занятий крымских болгар. Во многих поселениях овцеводство было главным источником доходов болгар и материалом для изготовления убранства дома (ковров, дорожек, покрывал) и одежды. В сельской местности обычно на каждом подворье болгар было не менее 25 – 30 овец.

Наиболее полно в фондах ГБУРК «Крымский этнографический музей» сохранился болгарский народный девичий костюм конца XIX века Поповой Веры Ивановны из села Кишлав, переданный в дар музею в 1993 г. ее дочерью - Поповой Галиной Ивановной, 1923 года рождения, уроженкой села Кабурчак, ныне село Мичуринское Белогорского района.

Один из элементов костюма - нательная длинная  рубаха – «риза» (КП-46, ИБ-33) из домотканого льняного полотна белого цвета, с традиционным для балканских народов туникообразным кроем. Рубаха длинная, с широкими рукавами без манжет. Вырез горловины округлый, застежка впереди потайная, планка украшена тесьмой с растительным орнаментом.  

Поверх рубахи болгарки надевали суконный сарафан - «чукман». В конце XIX в. он обычно шился без шва на плечах, был неотрезной по талии. В начале XX в. появился прилегающий сарафан, с вытачками, отрезной по талии. Появляются новые элементы сарафана - прорезные и накладные карманы. Сарафан из села Кишлав (КП-43, ИБ-29) сшит из синего сукна, отрезной по талии, с прорезными карманами.

В комплект женской одежды входил короткий распашной жакет из шерсти, прямого кроя с длинными прямыми рукавами без манжет. Он надевался на сарафан и застёгивался вверху при помощи пуговицы и навесной нитяной петли. Передний распашной край, низ жакета, края рукавов украшались тесьмой, гарусом и кружевом. Жакеты были цветные у молодых девушек и чёрные – у пожилых женщин. Девичий жакет Поповой Веры Ивановны (КП-47, ИБ-31) из шерстяной ткани тёмно-бордового цвета, украшен чёрным кружевом, волнистой тесьмой и гарусом, а также вышивкой металлической нитью по краю рукава.

Поверх сарафана одевался узкий длинный суконный фартук – «престелка», который внизу имел тканый геометрический орнамент и бахрому. Фартук Поповой Веры Ивановны представляет собой длинный, узкий прямоугольник шерстяного тканого полотна коричневого цвета. Вверху с двух сторон к нему пришиты завязки из тесьмы золотистого цвета, а внизу он украшен бахромой бордового цвета и тканым геометрическим орнаментом: цепь ромбов, прямые и зигзагообразные линии.

Дополнял женский и девичий костюм платок – «калинкерка»: пёстрый и красный у девушек, чёрный у пожилых женщин. Платки начала XX в. были кашемировые и ситцевые. На праздник девушки украшали платок живыми и искусственными цветами. В фондах музея хранятся два кашемировых платка начала XX в. из села Кишлав: платок пожилой женщины (КП-48, ИБ-32) черного цвета с бахромой и платок молодой женщины (КП-1642, ИБ-698) белого цвета с бахромой и набивным рисунком: крупные розовые и желтые цветы, мелкие синие в обрамлении листьев.

Важным элементом традиционного костюма болгарок были украшения.  Галина Ивановна Попова передала в 1993 году в дар музею жемчужные бусы из села Кишлав (КП-49, ДП-20) с российской монетой достоинством 15 копеек, выпуска 1914 года.  

Переселившиеся в конце XVIII века из Болгарии в Крым болгары, проживая в окружении других народов, сохранили почти неизменным до 20-30-х гг. XX в. народный женский костюм. Традиционными остаются названия элементов костюма, причём с местными вариациями. Это свидетельствует о переселении болгар из разных историко-этнографических районов Болгарии на Крымский полуостров.