Наверх

15.05.2018 г. Пасхальное блюдо - кеара в коллекции Крымского этнографического музея

Гусельникова Д.В.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнической истории

и традиционной культуры народов Крыма конца XVIII-XXI вв.

Весной иудейское население традиционно в память об исходе евреев из Египта отмечает религиозный праздник Песах. Название праздника связано с тем, что Бог миновал (пасах) дома израильтян, не тронув их во время казней египетских.

Примечательно, что в Израиле Песах длится семь дней, а в странах диаспоры восемь. Праздничная семейная трапеза в Песах и все ритуалы в вечер наступления праздника называются седер. Центральное место на столе во время седера занимает пасхальное блюдо – кеара.

Коллекция ритуальных атрибутов евреев Крымского этнографического музея пополнилась подобным блюдом. В дар музею предмет передала Мамутова Ш. А., которая, в свою очередь, получила его от Шаповаловой Раисы Гавриловны, еврейки, проживающей в г. Евпатория.

Как правило, кеара может быть одинарной, либо четырехэтажной: внизу, каждая на своем этаже, лежат три мацы, которые должны находиться на столе, прикрытые «шторкой».

В данном случае, кеара (КП-5529, ИБ-2329) одинарная, круглая, с волнистым фигурным бортом. На дне, в окружности с растительным рельефным орнаментом в шести сферических углублениях написаны названия блюд на иврите. Изготовлено блюдо из металла серебристого цвета и выполнено в технике штамповки.

По традиции, на кеаре располагается шесть ингредиентов: по центру помещается мацца – обычно три, либо две лепешки из теста (единственный вид хлеба, который разрешается употреблять в течение пасхальной недели), в левом верхнем углу – бейца – отварное яйцо. Вверху справа кладут кусочек мяса на кости (зроа), в остальные ниши помещаются харосет – смесь из тертых яблок с медом, марор – горькая зелень, карпас – овощ, чаще всего отварной картофель или сельдерей. В оставшееся углубление наливается соленая вода, как символ слез Израиля в египетском рабстве. Также, зачастую, вода заменяется тертым хреном (хазерет) в память о горечи рабства евреев в Египте.

Кеара, попавшая в фонды Крымского этнографического музея не содержит специального места для маццы, это означает, что в семье, в которой использовалось блюдо, мацца подавалась на стол отдельно, а остальные шесть ингредиентов выкладывались на блюдо двумя треугольниками, по т. н. обычаю Аризаля (кабалиста, еврейского богослова Ицхака Лурии). Таким образом, верхний треугольник составляли бейца, марор и зроа, а нижний – карпас, хазерет и харосет.