Наверх

19.05.2020 г. Ситцевый платок фабрики Асафа Баранова из коллекции Крымского этнографического музея

Гайворонская О. Б.

                 старший научный сотрудник

научно – исследовательского отдела этнографии народов Крыма

Особую роль в русском народном костюме играл женский головной убор – платок. Изначально русские женщины покрывали голову полотном. Древнее название полотна – «платно», позже квадратный отрез ткани, используемый для покрытия головы, стал называться «плат» или «платок». В старину по платку можно было определить статус женщины, возраст, семейное положение и даже из какой она местности.

Платок был символом добропорядочности женщины. Девушки и женщины, отправляясь в церковь, на праздник, а также при выполнении длительных работ на улице обязательно  покрывали голову  платком.  Также хозяйка не имела права входить в хлев без платка, иначе дворовой мог обидеться и наказать скотину. Снять платок с головы в людном месте было верхом неприличия.  Отсюда и выражение «опростоволоситься», то есть «опозориться».

Русские расписные платки, которые изготавливались методом набойки, были лучшим подарком в конце XIX—начале XX вв. Красочные шерстяные и ситцевые платки изготавливались на фабриках Московской, Владимирской и Петербургской губерний. Широкую известность получили также кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губернии: на красном фоне платков изображался яркий растительный орнамент.

Платки непременно входили в предсвадебные и свадебные дары невесте.  Один из таких подарков, ситцевый платок конца XIX в. (КП-236, ДП-92) знаменитой в России фабрики Асафа Баранова, передала в дар музею Гладыш Светлана Аркадьевна, жительница Симферополя. Этот платок был подарен свекровью на свадьбу ее прабабушке по материнской линии, уроженке Орловской губернии. В 30-е годы ХХ в. ее дочь Лагутина Анна Андреевна переезжает с семьей в Крым и привозит с собой этот платок – память о своей матери.

Барановские ситцевые платки были не только красивы, но и высокого качества – прочные, не линяли при стирке и не выгорали на солнце. Особую популярность они имели в центральных и южных районах России.

Платок представлен в комплексе «Русские» на стационарной выставке музея «Мозаика культур Крыма».