Наверх

Шаврова Н. А. Русская гармонь, как одно из связующих звеньев между Россией и Крымом в период Великой Отечественной войны

Шаврова Наталья Александровна

 

 

Русская гармонь, как одно из связующих звеньев

между Россией и Крымом в период Великой Отечественной войны

(на основе коллекции гармоник Крымского этнографического музея,

 г. Симферополь)

Говорят, гармонь не в моде
В моде — электроника.
Ну и что? Живёт в народе
Русская гармоника![1]

Общность исторических и культурных связей России и Крыма прослеживается на протяжении многих веков. Особенно ярко это проявилось после присоединения Крыма к России в 1783 году в период правления Екатерины II.

Конец XVIII - начало XIX веков — начальный этап появления в Крыму первых русских переселенцев. В основном это были отставные солдаты и матросы, донские казаки и государственные крестьяне из российских губерний.

В Крыму они основывают русские селения: в Симферопольском уезде — это слобода Подгородняя и Петровская, Санкт-Петербургские мазанки (ныне с. Мазанка), Зуя, Курцы; в Феодосийском уезде — это Изюмская и Петровская слободы, деревушки Салы (ныне с. Грушевка, Судакского горсовета), Мангуши (с. Прохладное, Бахчиса­райского р-на).

 

Солдаты на службе, СССР, 50-е гг_ XX в.

Фото "Солдаты на службе". СССР, 50-е гг. ХХ в.

И гармонь, уже получившая большую популярность на территории России, стала известна в многонациональном Крыму также. Этот массовый народный музыкальный инструмент звучал в семьях русских и белорусов, чехов и болгар, мордвы и чувашей и у многих других народов. Изначально на гармони исполнялся национальный фольклор, но в период Великой Отечественной войны стали играть и военные песни.

Гармонь – это язычковый музыкальный инструмент, звук в котором воспроизводится благодаря колебанию металлических язычков (прямоугольных планок) под действием струи воздуха на сжим и разжим мехов[2].

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпусов, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента; на правой - играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

 Гармоника, появившаяся в России еще в конце XVIII века, является самым распространенным русским народным музыкальным инструментом, который был доступен всем слоям населения, как городского, так и сельского.

Уже с середины XIX века в России широко распространилось кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях.[3]

Гармонь стала основой для изобретения баяна — музыкального инструмента, который был удобен в овладения и имел достаточно развитые музыкальные возможности. Это тип хроматической гармоники, при которой возможна игра во всех тональностях, с любым числом знаков в ключе[4].

Что касается аккордеона, то это ручная гармоника, изобретённая и получившая широкое распространение в Европе. В русской традиции аккордеоном принято называть инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако также существуют и кнопочные аккордеоны, как у баяна. Первый 5-рядный кнопочный аккордеон появился в России в 1913 году, изобретенный Петром Стерлиговым[5].

Значение гармони как по-настоящему народного музыкального инструмента особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Для достижения победы над врагом объединили свои усилия и фронт, и тыл, были мобилизованы, в том числе, и духовные силы народа. Искусство активно включилось в эту борьбу. В первые дни войны тысячи работников искусства вступили в ряды армии, чтобы с оружием в руках защищать свою родину[6].

Гармонь, как и баян, играли ведущую роль в красноармейской самодеятельности, в многочисленных фронтовых ансамблях и концертных бригадах. Концерты проходили в любых условиях. В число музыкантов, выступавших в землянках, блиндажах, траншеях, обычно входили гармонист или баянист.

Такие ансамбли создавались и на флоте. Гармоника была даже на подводных лодках, выходивших в море для выполнения боевых заданий. Черноморские катера, под обстрелами врага, доставляли крымским десантникам оружие и хлеб, а нередко это были и музыкальные инструменты, баяны и гармони[7].

Главное место в репертуаре красноармейской самодеятельности и ансамблей занимали советские и народные песни и пляски[8]. Кроме русских песен и плясок, исполнялось много произведений народного творчества разных национальностей. Совместная борьба с врагом еще больше скрепила дружбу народов, и повысили интерес к их искусству.

Многие композиторы, желая, чтобы создаваемые ими военные песни правдиво отражали действительность, не оставались в тылу, а ехали на фронт. Создавая боевые песни, они видели, какую большую роль играет гармоника в быту бойцов[9].

Гармонисты-любители имели высокий уровень музыкального развития, очень быстро воспроизводили только что написанную мелодию. На фронте не меньшая потребность была и в лирических песнях: «В землянке», «Огонек», лирических вальсах «Березка», «На сопках Маньчжурии», «Осенний сон».

О роли гармоники говорят многие произведения военных лет: песня Матвея Блантера «В лесу прифронтовом», ряд аналогических произведений «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке» Василия Соловьева-Седого[10].

Гармонь, как и баян, были светлым напоминанием о семье и доме, а песни, исполняемые под их аккомпанемент, призывали солдат к подвигу, приносили утешение и согревали душу.

Именно для поднятия боевого духа солдат в 1941 году Наркомат Обороны СССР издал директиву №220, в которой говорилось о поставке на фронт летом 1941 года 12 тысяч гармоней, уже осенью таких гармоней передали 60 тысяч[11]. Известные гармонные фабрики Тульская и Шуйская изготавливали гармони для фронта.

Коллекция гармоник Крымского этнографического музея, датирующаяся 20–80-ми  годами XX века, начала складываться с 1995 года. Она насчитывает 15 музыкальных инструментов.

В коллекции Крымского этнографического музея представлено семь гармоней известных фабрик России, которые не прекращают свое производство и на сегодняшний день. Это гармони тульские (КП-1324, ИБ-543), (КП-6692, ИБ-3084), (КП-1079, ИБ-442); вологодская: (КП-4057, ИБ-1926); вятская: (КП-6838, ИБ-3176); других регионов: (КП-6966, ИБ-3251), (КП-6839, ИБ-3177) и восемь баянов, из них три крымского производства (КП-3367, ИБ-1418), (КП-3469, ИБ-1489), (КП-3986, ИБ-1876); остальные, произведены в разных регионах России: (КП-6684, ИБ-3086), (КП-6693, ИБ-3085), (КП-5174, ИБ-2203), (КП-4058, ИБ-1927), (КП-6885, ИБ-3201).

Большинство гармоник, находящихся в фондах музея, это экспонаты, переданные в дар крымчанами. К сожалению, не всегда дарители знают легенду тех предметов, которые бытовали в их семьях, не всегда удается точно датировать тот или иной предмет в случае отсутствия клейма мастера или гармонной фабрики.

Среди такого рода экспонатов музея можно выделить гармонь (КП-6966, ИБ-3251) предположительно середины XX века, РСФСР, которая поступила в фонды в 2012 году как дар Ренез Галины Владимировны, жительницы города Симферополя.

По словам дарительницы, данный музыкальный инструмент принадлежал её дедушке. Корпус гармони окрашен в чёрный цвет. На правом полукорпусе инструмента расположено 2 ряда деревянных кнопок бежевого цвета (23 шт.), сбоку коробки имеются вертикальные прорези. На левом полукорпусе - 2 ряда деревянных кнопок бежевого цвета (12 шт.), сбоку аналогичные прорези. Музыкальный инструмент имеет 2 кожаных плечевых регулируемых ремня темного цвета.

В музейной коллекции имеется гармонь (КП-4057, ИБ-1926) Вологодской гармонной фабрики, которая датируется серединой XX века. Экспонат был подарен крымчанкой Мартиненко Миленой Александровной. Музыкальный инструмент состоит из деревянного корпуса, полированного политурой черного цвета. На клавиатуре с правой стороны расположены белые пластиковые кнопки. С левой - кнопки черные на зелёной вставке. Меха гармони из финского картона, обтянуты чёрным дерматином. На ремне металлическая пластина с клеймом производителя.

Гармонный промысел состоял из нескольких самостоятельных производств, когда целые деревни специализировались на изготовлении какой-то одной детали. Специалисты по наклёпке голосов на планки и по настройке гармоник очень ценились, от них требовалась высокая квалификация и хороший музыкальный слух. Гармонные фабрики, вроде Тульских фабрик братьев Киселёвых, Потапова, Чулкова на самом деле являлись сборочными мастерскими.

По такому же принципу в Крыму, в Симферополе мастерами Гнатовским, Иванченко и Брудик в 1937 г. был изготовлен баян (КП-3367, ИБ-1418) в музыкальной мастерской артели «Культура». На инструменте имеется клеймо артели, которая находилась на улице Кирова №40.

К началу XX века относится производство гармонным мастером М. Х. Хришковым в Туле гармони (КП-1079, ИБ-442), которая стала ценным дополнением коллекции этнографического музея. Корпус музыкального инструмента покрыт черной краской. Меха стянуты с двух сторон кожаными ремешками с украшениями. Металлические фигурные планки и кнопки басов из кости, другие - в 2 ряда из перламутра. Гармонь украшена растительным орнаментом в виде листьев и цветов – вставки из перламутра – окружающие лиру. На прямоугольной металлической планке указаны фамилия и инициалы мастера, а также место производства гармони.

В коллекции музея представлена гармонь «Вятская» (КП-6838, ИБ-3176) фабричного производства (Россия, г. Киров; середина XX века), состоящая из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Корпус музыкального инструмента коричневого цвета, а по бокам украшен резными фигурными изображениями. На правом полукорпусе имеется 2 ряда белых кнопок, а левом - 3 ряда черных. Гармонь с 2 плечевыми кожаными регулируемыми ремнями черного и красного цветов. На левом ремне красного цвета изображена растянутая гармонь и по металлу высечены надпись о месте производства инструмента («Облместпром фабрика гармонии Киров»).

В 2007 году в фонды музея поступил баян (КП-4058, ИБ-1927), относящийся к 30-40 годам XX века, принадлежавший Гусеву Григорию Георгиевичу жителю города Симферополя. Музыкальный инструмент черного цвета, покрытый черной спиртовой политурой, инкрустирован японским перламутром. На передней крышке выпилена – лира и растительный орнамент. Меха баяна, выполненные из финского картона, обтянуты черным дерматином. К инструменту крепятся два кожаных плечевых ремня.

В коллекции музея есть такие музыкальные инструменты, судьбы которых тесно связаны с жизнью человека, принимавшие непосредственное участие, играя важную роль в самые тяжелые периоды, являясь действительно важными и ценными.

Поэтому в коллекции музея особенно хочется выделить баян (КП-3986, ИБ-1876) 30-х годов XX века, принадлежавший Колеснику Василию Васильевичу. Музыкальный инструмент был передан в дар музею его сыном Колесником Александром Васильевичем. Баян состоит из двух коробок и мехов. Коробки имеют полки для круглых клавиш, механизмов и звуковых голосов, украшены с одной стороны резным орнаментом и перламутровым растительным – с другой. Корпус окрашен в черный цвет.

Это баян известного в послевоенные годы в Крыму, и особенно в Джанкое и Джанкойском районе, народного баяниста Колесника Василия Васильевича, 1908 года рождения. Василий Васильевич был родом из крестьянской семьи среднего достатка из деревни Чурюм, Днепровского уезда Таврической губернии (ныне село Алексеевка, Каланчакского района, Херсонской области). Семья была большой, шесть сыновей и четыре дочери, и музыкальной, все мужчины играли на музыкальных инструментах (баян, контрабас, сопилка, гитара, бубен, барабан).

В конце 30-х годов XX века наследство разделили между всеми детьми, а тогда Василию Васильевичу было 20 лет (он был самый младший из сыновей) и ему достался конь, жалея, что не достался музыкальный инструмент. Он продает коня и на вырученные деньги покупает баян, за что и был наказан отцом, но увидев успехи сына в освоении баяна, был прощен за самоволие. Василий Колесник музыкального образования не имел, только лишь 2 класса церковно-приходной школы. В 1930 году семья Колесника переезжает в Севастополь.

История баяна Василия Колесника имеет интересную судьбу. Баян, предположительно работы известного в довоенные годы мастера Мищенко, приобретен перед самой войной в 1939 г. Благодаря баяну Василий Васильевич во время обороны Севастополя остался служить при штабе, «развлекал» в перерывах между боями командиров и комиссаров, благодарившие баяниста за хорошую игру продуктами, которые по ночам ползком под обстрелами и бомбежками переправлял в Инкерманские штольни, где находилась его жена Мария Колесник с дочерьми. Во время оккупации баян помогал зарабатывать на жизнь на свадьбах и праздниках.

В 1944 году за 4 дня до освобождения Севастополя советскими войсками, семья Колесника была угнана сначала в Румынию, затем оказалась в сельскохозяйственном трудовом лагере в Австрии, в пригороде Вены. На сборы немцы дали полчаса, Мария Колесник собирала детей, продукты, вещи, а Василий Васильевич взял только свой баян.

В 1945 году семья переезжает в Джанкой. Баян удалось сохранить. Он продолжал спасать семью в тяжелые голодные послевоенные годы, играя на танцах, свадьбах, именинах, проводах, на всех торжественных мероприятиях.

В коллекции этнографического музея находится Севастопольский баян (КП-3469, ИБ-1489) 50-55 годов XX века, который изготовил мастер Ян (поляк по происхождению), работавший начальником военизированной пожарной охраны в Крыму и в Севастополе. Инструмент инкрустирован японским перламутром. На корпусе изображен памятник затонувшим кораблям в городе Севастополе и якорь.

В коллекции гармоник этнографического музея находятся музыкальные инструменты, разнообразные по оформлению и звучанию, но которые непосредственно были свидетелями страшной войны и верными друзьями, попутчиками, а нередко и незаменимыми помощниками.

Роль гармони в годы Великой Отечественной войны невозможно переоценить. День Великой Победы приближала и гармонь, ставшая мощным оружием в руках гармонистов.

На сегодняшний день популярность гармони не исчезла, не смотря на то, что на смену приходят новые, всё более совершенные музыкальные инструменты. Важно, что до сих пор проходят фестивали «Играй, гармонь», существует передача с аналогичным названием, популяризирующая гармонь, частушки и гармонистов. Всенародную любовь к гармони подтверждают существующие на территории России памятники, посвященные этому музыкальному инструменту: в г. Елец Липецкой области, г. Саратове, г. Иванове, г. Орехово-Зуево Московской области и т.д.

От эпохи к эпохе, от поколения к поколению во все времена появлялись и усовершенствовались музыкальные инструменты. Но гармонь – стала одним из народных, самых популярных музыкальных инструментов, которая и в радостные, и в трудные минуты была рядом с человеком. Гармонь – это олицетворение русской души, которая и поет, и плачет, и веселит и навевает грусть.

 

Список сносок:

 

[1]Благодатов П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – Ленинград, 1960. – С. 3.

[2] Всеобщая история музыки. – Москва ЭКСМО, 2010. – С.  472.

[3]Благодатов П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – Ленинград, 1960. – С. 8.

[4]Мирек А. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967. – С.72.

[5]Мирек А. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967 – С.73.

[6] Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. – М., 1948. – С.3.

[7] Благодатов П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – С. 150.

[8] Там же. – С. 152.

[9] Там же. –  С. 153.

[10] Там же. – С. 154.

[11] Соловьёва В., Грамотеев С. Жива гармошка, победившая войну (2009) [интервью А.М. Насонов] // WebCite. 7 мая (http://www.webcitation.org/6853w7pvf).

 

 

Список литературы:

 

  1. Благодатов П. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. – Ленинград, 1960. – 182 с.
  2. Будашкин Н. П. Народные музыкальные инструменты. – М: Знание, 1961. – 40 с.
  3. Всеобщая история музыки. – Москва ЭКСМО, 2010. – 544 с.
  4. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. – М., 1948. – 87 с.
  5. Лондонов П. Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке. – М.: Советский композитор, 1974. – 97 с.
  6. Мирек А. М.  И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979. — 176 с.
  7. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна: Возникновение, производство, усовершенствование и распространение гармоники. – М.: Музыка, 1967. – 196 с.
  8. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия». – Т. 1 А-ГОНГ.
  9. Новосельский А. Самоучитель для двухрядной гармоники. – М: Крестьянская газета,1935. – Вып. 11. – 18 с.
  10. Речменский Н. Массовые музыкальные народные инструменты: Справочник, Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Музгиз, 1963. – 108 с.
  11. Соловьёва В., Грамотеев С. Жива гармошка, победившая войну (2009) [интервью А.М. Насонов] // WebCite. 7 мая (http://www.webcitation.org/6853w7pvf).