Наверх

Шаврова Н.А. "Коллекция фотографий с изображением музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея"

В данной статье  делается попытка анализа коллекции фотографий с изображением музыкальных инструментов народов, проживающих на Крымском полуострове, а также введение их в научный оборот. Большинство фотографий не были опубликованы и неизвестны широкой публике.

 

 

Коллекция фотографий с изображением музыкальных инструментов

в собрании Крымского этнографического музея

С момента основания Крымского этнографического музея в 1992 году наряду с пополнением фондов музея экспонатами по культурам народов Крыма активно формировался фонд фотографий, содержащих в себе ценную информацию о традициях, обычаях, обрядах, внешнем облике, национальных костюмах и роде занятий крымских жителей. Каждая фотография - это неисчерпаемый источник, это остановившееся время. Для исследователей - это возможность изучения истории и культуры Крыма вне времени и пространства.  

В фондах Крымского этнографического музея хранится 66 фотографий, датирующихся концом XIX – началом XXI  веков, по музыкальной культуре армян, болгар, греков, евреев, крымских татар, крымчаков, немцев, русских, украинцев, цыган, чехов и эстонцев.

Фотографии можно разделить на несколько групп: свадебные и праздничные фотографии – 18 ед., фотографии с изображением музыкантов – 11 ед., фотографии с фольклорными коллективами и хорами – 12 ед., бытовые фотографии – 25 ед. Большая часть фотоснимков это подлинники (58 ед.), есть и фотокопии (8 ед.). Ряд фотографий поступил в фонды музея благодаря полевым экспедициям Крымского этнографического музея. Многие фотографии были переданы в дар музею жителями Крыма.

Теперь подробнее познакомимся с каждой группой фотографий, хранящихся в фондах Крымского этнографического музея.

Первая группа включает серию свадебных и праздничных фотографий и насчитывает 18 единиц хранения. Это преимущественно фотоснимки, характеризующие чешские, русские и крымскотатарские свадебные церемонии и торжества. На снимках часто встречаются гармони, баяны, аккордеоны, трубы, бубны и скрипки.

Среди чешских свадебных фотографий представлено 5 черно-белых фотоснимков из села Братского Первомайского района, датирующихся 50-60-ми годами XX века. На  горизонтальных фото (КП-6640, Ф–2005; КП-6072, Ф–1945; КП-6608, Ф-1989; НВ-332; НВ-334) изображены широко распространенные музыкальные инструменты: гармони, баяны и аккордеоны.

Русская  свадьба не обходилась без гармони и баяна, хотя на снимках у русских встречается, в том числе, бубен и гитара. Свадебное гуляние в селе Грушевка (г. Судак, Крым) представлено на горизонтальном фото НВ-2503, которое датируется 50-ми годами XX века. На фотоснимке первый справа – гармонист. Групповой свадебный снимок КП-2323, Ф-573 жителей села Теплое Симферопольского района по датировке относится к 50-м годам XX века и представляет музыкантов на торжестве. Во втором ряду – трое мужчин сидят, двое из которых, на коленях держат баян и рояльную гармонь. Тема русской свадьбы продолжается и на следующем  горизонтальном  групповом фото КП-2168, Ф-446, на котором мужчины, сидящие во втором ряду, держат баян и бубен.

 

Русская свадьба. 50-е гг. XX в. Фотобумага, фотопечать. 22,5 х 14,5 см. ГБУРК КЭМ, КП-2168, Ф-446

 

В фондах Крымского этнографического музея среди фотографий, отражающих украинскую культуру, представлено только две свадебные фотографии с музыкальными инструментами. Это фотографии НВ-320; КП-1773, Ф-298 черно-белые в горизонтальном исполнении, выполненные на паспарту, принадлежащие переселенцам из Полтавской области, относящиеся к 20-м годам XX века, представляют украинскую свадьбу, где среди множества гостей, подвязанных рушниками, присутствуют музыканты, держащие в руках бубен и скрипку.

Эстонская свадьба представлена на фотокопии НВ–1445 1900 года в селе Гвардейское Первомайского района, на которой запечатлены люди, стоящие в пять рядов. Во втором ряду  - жених и невеста. А в центре двое мужчин с гармонью и скрипкой.

На крымскотатарских свадьбах «живая» музыка очень ценилась. Приглашать на свадьбу музыкантов нужно было заранее.  Заказы музыкальных коллективов расписывались на несколько лет вперед. В крымскотатарской коллекции фотографий имеется горизонтальный снимок КП-4067, Ф–924 1973 года, представляющий оркестр на свадьбе в городе Баканск Краснодарского края. Возле стола стоят музыканты: с кларнетом, трубами, скрипкой и бубном. Другое фото КП-4068, Ф–925 запечатлело музыкантов на свадьбе  (Узбекистан, 1971 год), сидящих за столом. Слева направо: мужчина с барабаном, скрипач и трубач. Рядом стоит мужчина с бубном.

Две фотографии 70-х годов XX века из г. Алмазор Ташкентской области (Узбекистан) сохранили изображение музыкантов, играющих на свадьбе. На фото НВ-2838 шесть музыкантов с музыкальными инструментами: бубен, две трубы, скрипка, аккордеон. Второе фото НВ-2839 в горизонтальном исполнении представляет крымскотатарских музыкантов за свадебным столом с бубном, трубой, кларнетом и аккордеоном.

Наряду со свадебными фотографиями выделяются и фотографии, отражающие праздничные торжества крымских жителей. На одном из таких фото КП-6637, Ф-2002 представлено гуляние чешских жителей, где центральное место занимает гармонист в белой рубашке и шляпе, играющий на рояльной гармони. На другом фотоснимке КП-6069, Ф-1942 представлена молодежь села Братского. У сидящих в первом ряду шести парней в руках различные виды музыкальных инструментов: и струнные, и смычковые, и ударные. Слева направо: скрипка, мандолина, гармонь, бубен, гитара, балалайка.

Музыкальные инструменты присутствуют на фотографиях, отражающих русскую культуру, на которых запечатлены различные праздничные события. К примеру, проводы в армию, представленные на подлинном фото КП-8015, Ф-2124, где родные и близкие провожают в армию жителя села Солонцовое Джанкойский района в 1968-69 годах. На фото впереди на стуле сидит гармонист.

Вторая выделенная нами условная группа фотографий представляет изображения известных крымских музыкантов, исполнителей. Большинство фотографий принадлежит крымскотатарским музыкантам.

В фонды Крымского этнографического музея в период с 2001-2003 гг. поступило 7 подлинных цветных фотографий, где сохранилось изображение крымскотатарского музыканта Энвера Шерфединова с традиционными музыкальными инструментами.

Музыкант родился в Симферополе в 1937 г. Изначально начинал играть на бубне, что дало ему возможность свободно исполнять самые ритмически сложные композиции[1].  С бубном Энвер Шерфетдинов (первый справа) появляется в составе мужского квартета ансамбля «Хайтарма», далее слева направо музыканты, играющие на кларнете, трубе и аккордеоне. Это  черно-белое фото (НВ–1290) с выступлением на сцене в Узбекистане, в г. Ташкенте в 1960-1963 годах.

Позже любимым музыкальным инструментом Э. Шерфединова становится скрипка, которая представлена на многих фотоснимках, хранящихся в фондах музея. Ряд фотографий (НВ-1289, НВ-1286, НВ-1284, НВ-2094, НВ-1285, НВ-2095) сохранили изображение Энвера Шерфединова в белом костюме, играющего на скрипке, бубне, думбелеке - традиционном ударном музыкальном инструменте. Фотографии выполнены в Крыму в 1997-2003 гг.

В коллекции фотографий сохранился ряд снимков с изображением крымскотатарского музыканта Рустема Муратова, игравшего на трубе, скрипке, мандолине, баяне. Известно, что музыкант родился 1 января 1937 г. в Крыму в селе Счастливое Бахчисарайского р-на. В 1944 году был депортирован, его семья попала в Марийскую республику. После 10 лет проживания на Урале семья Рустема Муратова переехала  в Узбекистан. Будучи маленьким мальчиком, он своими руками собрал скрипку и начал на ней играть[2]. В фондах Крымского этнографического музея сохранилась вертикальная подлинная черно-белая фотография НВ-2836, на которой в возрасте 13 лет  изображен Рустем Муратов в полосатом костюме, играющий на скрипке (Урал, Марийская АССР, 3 мая 1949 г.).

 

Муратов Рустем играет на скрипке. 3 мая 1949 г. Фотобумага, фотопечать. ГБУРК КЭМ. НВ-2836

 

Музыкант интересовался  многими музыкальными инструментами, которые впоследствии успешно освоил (труба, скрипка, мандолина, баян). В 1956 году Рустем Муратов организовал крымскотатарский музыкальный коллектив «Аркъадаш» («Брат»). Совместно с группой он принимал активное  участие в различных конкурсах. В 1975 году  вместе с семьей музыкант переехал в Крым[3].

В Узбекистане в 1961 году сделано фото черно-белое НВ-2840 на открытии пионерского лагеря, где среди выступающих музыкантов  в центре с аккордеоном стоит Рустем Муратов. На снимке присутствуют аккордеонист, баянист, скрипач, трубач и кларнетист. На фото НВ–2837 (Ташкентская область, г. Алмазор, 1970 г.)  среди шести участников крымскотатарского фольклорного музыкального ансамбля, выступающего на свадьбе, присутствует музыкальный руководитель коллектива - Рустем Муратов (третий справа), играющий на трубе. На снимке слева направо в руках у музыкантов -  барабан, бубен, труба, кларнет, аккордеон.

В фонды музея в 2014 году поступила горизонтальная фотография КП-8021, Ф–2130, на которой представлен русский гармонист – Чмыхал Василий Геннадьевич из села Солонцовое Джанкойского района. Он сидит за столом в темной рубашке с гармонью в руках. Это фотография 70-х годов XX века.

Третья группа фотографий с изображением фольклорных коллективов и хоровых ансамблей состоит из 12 фотоснимков.

Интересна немецкая фотография, копия которой имеется в фондах Крымского этнографического музея, где изображен музыкальный коллектив немцев-менонитов, играющих на разных струнных инструментах. Это горизонтальная фотография (НВ-2593), скопированная с подлинника 1928 года, на которой представлены немецкие музыканты из Молочанского уезда Запорожской области (Украина). В руках у мужчин все струнные музыкальные инструменты: пять гитар, мандолина, скрипка, балалайка.

 Греческие музыканты представлены на двух следующих снимках. На подлинном фото НВ-1807 60-х годов XX века изображено три фракийских музыканта из г. Белогорска, сидящих на стульях. Слева направо - играют мужчины на  скрипке, баяне и бубне. На  второй подлинной фотографии НВ-1808 запечатлены три греческих мужчины-музыканта из села Чернополье Белогорского района в 60-х годах XX века, где присутствует такой же состав музыкальных инструментов.

В фондах музея сохранилась только одна фотография КП-3252, Ф-786 по музыкальной культуре армянского народа с изображением мужского армянского коллектива из 8-ми человек колхоза «Коминтерн» в танце, с поднятыми вверх руками, датирующаяся 12 марта 1940 г., сделанная в с. Абрикосовка Первомайском района. На снимке видим в руках у мужчины (первый слева) струнный смычковый музыкальный инструмент – кяманча. За мужчиной с инструментом  стоит Закарьян Арсен Овсенович – школьный учитель и руководитель танцевального коллектива.

Сохранилось 3 фотографии с изображением эстонских хоровых коллективов. На фотокопии НВ–1436 конца XIX века изображено 27 человек в четыре ряда - это представители  эстонского хора села Самсоново (с. Куру-Кипчак ныне не существует) Сакского района. В первом ряду изображены пять девочек с духовыми музыкальными инструментами – трубами, валторнами. На горизонтальном подлинном фото КП-2528, Ф-662 от 1925 года изображен духовой оркестр эстонцев в селе Береговое (с. Замрук). На фоне пляжа у обрыва в два ряда размещается 12 человек с духовыми музыкальными инструментами - трубами, валторнами, кларнетами и ударным инструментом - большим барабаном в центре фотографии. 

Горизонтальное подлинное фото (НВ-1443) 1911-12 годов представляет Тарханный духовой оркестр, состоящий из 11 человек с духовыми музыкальными инструментами – трубами и кларнетом.

Среди фотографий по музыкальной культуре крымских татар интерес представляют фотографии, на которых не только можно увидеть традиционные крымскотатарские музыкальные инструменты, но и известные фольклорные ансамбли, коллективы, которые популяризировали национальную песенную культуру, возрождая традиции  крымских татар.

Из серии таких фотографий имеются 3 цветных фотоснимка 90-х годов XX века с изображением на фоне минаретов во дворе Ханского дворца в Бахчисарае вокально-инструментального ансамбля «Крым», состоящего из 15 человек в  национальных костюмах. На одном фото НВ–1281 справа в углу стоят музыкальные народные инструменты: сантыр, домбра, давул, даре, труба, аккордеон. Второй слева в первом ряду Сервер Какура – музыкант, композитор, певец.  

Сервер Какура родился 13 мая 1960 г. в Узбекистане, в поселке Байток Андижанской области. После окончания в 1987 году Ташкентской государственной консерватории работал преподавателем в музыкальном специализированном интернате для одаренных детей. В 1988 году переехав в Крым, работал в оркестре в Государственном вокально-хореографическом ансамбле «Таврия», преподавателем по классу духовых инструментов в Симферопольской музыкальной школе №1. В 1990 г. был создан крымскотатарский фольклорный ансамбль «Къырым» («Крым»), музыкальным руководителем и главным директором которого он являлся[4].

Еще одно подлинное фото НВ-1283 с изображением вокально-инструментального ансамбля «Крым»:  у первого и пятого участника коллектива в руках трубы. Следующее фото НВ–1282 демонстрирует ансамбль «Крым», исполняющий песню. В центре на переднем плане – солистка коллектива Эдие Аблаева. На аккордеоне – музыкант Сервер Какура. Коллектив играет на музыкальных народных инструментах: сантыр, домбра, кемане, даре, труба, фагот, аккордеон.

 Интерес представляют  две черно-белые фотокопии НВ–2519; НВ-2520 2000 года с фотоснимков 1939-40 гг., на которых изображен коллектив Ялтинского ансамбля песни и пляски крымских татар в национальных костюмах с музыкальными  инструментами: аккордеонами, скрипками, бубнами и т.д. Фото сделано в Зеркальном зале Ялтинского театра имени Чехова.

Самая крупная группа фотографий – это бытовые фотографии, на которых присутствуют музыкальные инструменты, которая насчитывает 25 единиц хранения.

В 1993 году в фонды музея поступила фотография КП-73, Ф-13 с изображением болгарской семьи в национальных костюмах из села Курское Белогорского района начала ХХ века, где в центре снимка мужчина с гармонью.

Фотоматериал, представляющий греческую музыкальную традицию, представляет один снимок-копию НВ-280, выполненный в 1994 году с подлинника 40-х – 50-х годов XX века, изображено 7 мужчин (мариупольские греки) из Мариупольского района Донецкой области (Украина). На первом плане в руках у грека понтийская лира со смычком – струнный инструмент.

Единственная фотография, относящаяся к культуре крымчаков, сохранила изображение музыкального инструмента - мандолины, но в данном случае предмет является дополнением интерьера фотоателье, в котором сфотографирована крымчакская семья. Данная фотография-подлинник КП–4345, Ф–949 вертикальная, выполненная на фирменном паспарту ателье, с изображением крымчакской семьи Яшиш (г. Симферополь, начало ХХ века). На снимке присутствуют члены семьи: Нина Яшиш (справа) в светлой блузе, длинной темной юбке, сидящая возле декоративной стойки. Рядом дочь (девочка 4-х–5-ти лет) в гофрированном платье,  сын (мальчик 10 – 12 лет), одетый в форменную гимнастерку, держащий руку на  мандолине.

Сохранилась в фондах музея одна фотография, связанная с еврейской музыкальной культурой, на которой представлена гитара, использующаяся как предмет декорации в театральной постановке. Это подлинное фото НВ–110с изображением двух артисток Симферопольского еврейского театра (1920-е гг.). У девушки слева в руках представлена гитара. Фотография демонстрирует  сцену из спектакля.

Среди коллекции фотоснимков по чешской музыкальной культуре имеется фото КП-7574, Ф-2067, сделанное в Чехословакии, в деревне Дедков млин, датирующаяся 30 мая 1948 года, где изображены солдаты, выстроенные несколькими рядами на ступеньках на фоне здания. В первом ряду солдаты держат в руках  музыкальные инструменты: гитары, аккордеон и мандолину. На чешском фото КП-1890, Ф-320 изображен мужчина в черном костюме, белой  рубашке и с серым галстуком, опирающийся на подставку, где размещается  гармонь-двухрядка. Фотография выполнена в Крыму и датируется 1944 годом.

Одна из фотографий КП-6610, Ф-1991 по чешской музыкальной культуре оформлена как почтовая открытка, где представлены двое мужчин и девушка (Крым, начало XX века). На фоне декоративного панно -  лавочка, на которой  сидит мужчина  и держит в руках гармонь - роялку. За ним девушка и мужчина, положивший гармонисту руку на плечо. В 2007 году выполнено цветное фото НВ-4348, на котором изображено шесть женщин в традиционных чешских костюмах - члены Крымского чешского общества, справа мужчина с баяном.

Ряд фотографий в фондах музея представляют быт русских, на которых обязательно присутствует русский народный музыкальный инструмент – гармонь. Это групповое фото КП-2324, Ф-574 жителей села Теплое Симферопольского района, датирующиеся 50-ми годами XX века, в первом ряду изображен молодой человек в кепке с гармошкой на коленях.  Другое фото КП-3281, Ф–788 из села Грушевка Судакского района, сделанное в 60-е годы XX века, демонстрирует погрудное изображение мужчины в кепке, белой рубашке с гармонью в руках. Рядом женщина в белой вышитой блузке и цветном платке на плече. На следующем вертикальном фото КП-7484, Ф–2051 видим женщину в платье в цветочек, которая держит под руку мужчину в сером костюме и кепке с баяном в руке. Далее на подлинном вертикальном фото НВ – 184 изображена русская семья в первой четверти XX века из с. Грушевка Судакского района. Обучение игре на музыкальных инструментах начиналось еще с детства, поэтому в фондах Крымского этнографического музея имеются фотографии, где в руках у детей представлены или гармонь, или скрипка и т.д. На снимке видим в первом ряду рядом с двумя женщинами мальчика 10-12 лет, одетого в светлую рубашку, темный пиджак, шерстяные носки до колен, который держит на коленях гармонь.

На музейных фотографиях по русской музыкальной культуре появляется семиструнная гитара, которая получается распространение  в России уже с начала XIX века, совместив в себе особенности как испанской (с пятью сдвоенными струнами), так и английской (с шестью одиночными) гитар. Фотография (КП-6916, Ф–2023) 50-х годов XX века изображает семью Соловьевой Антонины Ивановны (переселенка из села Сосновка Тамбовской области), которая сидит на переднем плане в накинутой на плечи куртке. Среди запечатленных -  дети и женщина с гитарой.  

На фотографии НВ-391, на которой  изображено 6 человек на фоне залива в селе Лесное (г. Судак, Крым) в 1949 году,  представлена девушка (вторая справа), в руках которой аккордеон.

В коллекции фотографий, относящихся к русской культуре, по музыкальной теме появляется несколько фотоизображений с мандолинами. Одно из них вертикальное фото (КП-1682, Ф-278) начала XX века, наклеено на паспарту с тиснением золотистого цвета. На снимке мужчина в гимнастерке, сидит на стуле и держит в руках струнный музыкальный инструмент – мандолину.  Второе фото также вертикальное, оформленное  на паспарту (КП-3054, Ф-770), относящееся к началу XX века, с изображением двух молодых пар. На стульях впереди сидят двое мужчин, а за ними стоят две женщины. У мужчины слева в руках мандолина. Такой струнный инструмент серийного производства, тем не менее, не являющийся русским народным, встречаем на этих снимках, так как в этот период инструмент бытовал у многих народов, в том числе и в русских семьях.

В собрании Крымского этнографического музея по крымскотатарской музыкальной культуре на групповых черно-белых фотографиях представлены скрипка, кларнет и бубен – одни из самых распространенных музыкальных инструментов у крымских татар.

Горизонтальное фото НВ-3129 показывает группу людей, в которой выделяются  двое мужчин, играющих на скрипках (кемане), и  мужчина, играющий на бубне (даре). Снимок сделан в Узбекистане, в 60-е года XX века. Другое групповое фото (НВ–4070), сделанное в Крыму, в Первомайском районе в 1935 году, на котором изображено трое мужчин (Джелял, Рефат и Кэшиф Амировы) и две девушки, демонстрирует крымскотатарские музыкальные инструменты: бубен, кларнет, скрипка. В годы Великой отечественной войны братья  в 1941 году пропали без вести. Фото в музей передал их младший брат Реза Амиров. По его словам, скрипку, которая присутствует на данной фотографии, обменяли в местах депортации на банку кислого молока.    

Фото горизонтальное групповое НВ-363, выполненное в Узбекистане и датирующиеся 50-ми годами XX века, изображает группу людей, которые стоят у больших ворот. Выделяется молодой человек, стоящий на фото справа, который в одной руке на весу держит баян.

На эстонских фотографиях наряду с трубами, цитрами и барабанами часто встречается гармонь и  скрипка. Например, фотокопия НВ–1439 1908 года изображает в  центре Маали Густава с гармонью в руках, справа и слева сидят два молодых человека – сыновья. В левом верхнем углу надпись от руки на эстонском: «Rutshi rula ehanirund». Гармонь встречаем и на другом фото КП-88, Ф-12, где изображена эстонская семья из 12 человек из г. Саки, Крым. Фотография датируется началом XX века. В первом ряду представлено четверо мужчин: слева мужчина с гармонью, справа  - с цитрой.

Сохранилось 3 бытовых фотографии 70-80-х годов XX века из  села Октябрьское Красногвардейского района с изображением музыкальных инструментов, отражающих культуру цыганского народа. Профессиональными музыкантами, вплоть до 30-х годов XX века, были оседлые крымские цыгане-чингине, владевшие местным репертуаром. Известно, что цыганские ансамбли приглашались на праздничные торжества, народные гулянья, самыми популярными были выходцы из Бахчисарая[5].

На черно-белой фотографии НВ-535 на первом плане запечатлены две танцующие цыганки с бубном в традиционных костюмах. А на другой фотографии НВ-536 с танцующими цыганками, слева на первом плане у мужчины в руках  бубен, а на втором плане стоит мальчик с баяном. На третьем снимке НВ-1398 посреди комнаты изображен мальчик-цыган, играющий мелодию на гитаре для танцующей молодой женщины.

Таким образом, коллекция фотографий с изображением музыкальных инструментов в собрании Крымского этнографического музея дает представление о распространении различных видов традиционных музыкальных инструментов у различных народов, проживающих на территории Крыма, а также о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур.

Музыкальные инструменты, которые находились в быту крымских народов, можно разделить на несколько групп. Это межэтнические инструменты: бубен, барабан, скрипка; и общенациональные: русская балалайка, понтийская лира[6].

Во второй половине XIX - первой половине XX века на территории Крымского полуострова получают распространение инструменты серийного производства – труба, кларнет, европейская скрипка, гитара, мандолина, гармонь, аккордеон, фисгармония, которые постепенно вытесняют национальные инструменты. И на фотографиях в данном хронологическом отрезке видим подтверждение. Указанные инструменты сопровождают как русские, так и крымскотатарские, эстонские,  чешские, немецкие праздники и торжества.

На рубеже XX-XXI веков в связи с проявлением интереса к этническим культурам, создаются фольклорные ансамбли, которые стараются использовать традиционные музыкальные инструменты, исполнять национальный репертуар. Это крымскотатарские фольклорные коллективы, присутствующие на фотографиях из коллекции Крымского этнографического музея, ансамбль «Крым», мужской квартет «Хайтарма», коллектив Ялтинского ансамбля песни и пляски крымских татар.

Фотография стала неотъемлемой частью жизни человека. Самые важные и памятные даты и события в жизни людей остаются навсегда сохраненными фотоизображениями. Фотоматериал, характеризующий музыкальную культуру народа, имеет важное значение для изучения культуры народа в целом.

 


[1] Концерт крымскотатарской музыки памяти Энвера Шерфединова [Электронный ресурс]. – Симферополь. - 2011. – Режим доступа:  http://teraze.org.ua/page.php?id=10&article=1788

[2] Музыкант Рустем Муратов [Электронный ресурс]. – Симферополь. - 2007. – Режим доступа:  https: // qha.ua/cultura-isskestvo/musikant.

[3] Музыкант Рустем Муратов [Электронный ресурс]. – Симферополь. - 2007. – Режим доступа:  https: // qha.ua/cultura-isskestvo/musikant.

[4] Сервер Какура [Электронный ресурс]. – Симферополь. - 2008. – Режим доступа:  http://qirim.crimea.ua/pages/item/ServerKakura

[5] Народы Крыма: выставка из собрания Российского этнографического музея. – СПБ, 2014. – С. 29.

[6] Народы Крыма: выставка из собрания Российского этнографического музея. – СПБ, 2014. – С. 29.