Наверх

1–24 февраля 2013 г. Выставка работ Ирины Антоновой «Ихтиология»

1 февраля 2013 года в 14 часов в выставочном зале  КРУ «Этнографический музей» состоялось открытие персональной выставки художницы Ирины Антоновой «Ихтиология».

Антонова Ирина Николаевна (1956 г.р.) – живописец, график, декоратор, педагог. Окончила Заочный народный университет искусств им. Н.К.Крупской (Москва) в 1976 г. Выставочную деятельность начала в 2007 году.

На выставке представлены 65 произведений  мастера, созданные за последние 5 – 6  лет творчества (2007 – 2011 гг.). Работы относятся к различным видам и техникам декоративно-прикладного искусства. Это скульптура малых форм и настенные панно,  выполненные из папье-маше, инкрустированные цветным стеклом и морскими раковинами,  а также  каркасные конструкции, в которых среди веревочных  переплетений парят массивные  камни, и легкие ажурные композиции геометрических орнаментов,  созданные из нитей и шпагатов.

Представленные на выставке работы помогают ощутить динамику творчества художника в последние годы — от объемной многоцветной пластики папье-маше к ажурной графичной пространственной композиции, от многословности форм к аскетизму художественного языка,  от первобытного хаоса к геометрии.

Название выставки  «Ихтиология» носит оттенок двойственности. С одной стороны  авторы проекта слегка иронизируют по поводу собственной концепции — показать только те работы Ирины Антоновой,  в которых использовано стилизованное изображение рыбы. С другой,  не распыляясь на весь объем творчества художницы, стремятся подчеркнуть мировоззренческий характер ее искусства и глубокую символичность образов.

Художник создает объемные и плоскостные объекты,  условно определяемые  как скульптура и декоративное панно. Материалами для творчества Ирине служат камни крымского побережья,  вынесенные штормовым морем, осколки стекла и керамики, ракушки  и окаменелости, они скреплены текстилем – различного рода шпагатами, веревками, фрагментами сетей. Сплетенные в четкие ребристые плоскости и ажурные ширмы,  эти «связующие нити» задают образную систему,  ведущую к той материи,  из которой соткан мир.

Ассоциативный ряд работ Ирины Антоновой бесконечно широк, он обращен к  памяти детства, к безвозвратно уходящей натуре родной земли, к символам и кодам христианства. Время — одна из смысловых констант творчества Ирины Антоновой. Эстетика нерукотворных материалов рождает архаику форм и расширяет их культурологический горизонт. А ремесленная «сделанность вещи»,  в каждый миллиметр которой вложен кропотливый отточенный опытом труд,  погружает нас в умозрительное средневековье. Выбеленные, состаренные сети и веревки,  сросшиеся с камнем и деревом,  делают время осязаемым.  Автор идет по пути высвобождения подлинного смысла вещей из-под наслоений обыденности.

Время ее работ – это  время, летящее над Крымом. В скульптуре «Крымская война» — осколки бутылок для английских войск (1853-54гг.) сложились в рыбу-пароход.

 

Рыба,  действительно,  один из наиболее часто встречаемых в творчестве художницы образов, она многозначна и символична.   «Иордань» — в изморози нитей парит рыба из серой гальки, несущая в  своей прозрачной утробе икринки новой жизни. «Хранительница жизни» — рыба-крепость.

 

В таких сериях работ как «Прощание с Омегой», «Проплывая вдоль крымских берегов» Ирина Антонова делится своими чувствами по эколого-культурологическим  проблемам.  Гибель природного ландшафта нашего полуострова, когда под застройку, под бетон уходит исконная крымская геология и наш берег становится безлико фешенебельным. Известняки с глазами и окошками, нуммулиты, отпечатки доисторических монстров, морщины земли — то, что теперь может сохраниться лишь в мастерской художника, а со временем войти в его работы. Художница стремится обратить на это внимание молодежи и детей,  своих учеников  из студии «33+».Основной задачей своего творчества Ирина Антонова считает работу с детьми. Но это не узко художественная школа – это школа общения и сотворчества, а также возможность поделиться любовью ко всему доброму и настоящему.

Указатель для выставки «Ихтиология», работа Е. Мельниченко

Выставка продлит свою работу с 1 по 24 февраля 2013 года.