Наверх

При поддержке Министерства культуры Республики Крым Крымским этнографическим музеем закуплена коллекция ювелирных украшений, поясов и трубок курительных народов Крыма XVIII – нач. XX вв.

В м

В марте 2022 года в рамках выполнения Государственного задания: «Приобретение объектов для формирования музейной коллекции» Крымским этнографическим музеем при поддержке Министерства культуры Республики Крым была закуплена коллекция ювелирных украшений, поясов и трубок курительных народов Крыма XVIII – нач. XX вв. в количестве 9 единиц.

В коллекции представлены пояса из белого металла выполненные в ажурных техниках, налобное украшение баш-алтын, женские височные подвески и броши, пояс с медной пряжкой.

Налобное украшение «баш-алтын», Крым, XIX в. 

Это классическое крымскотатарское налобное украшение, достаточно редкое для музейных собраний сейчас. Оно крепилось ниже шапочки - феса и изначально должно было поддерживать волосы во время танца, а затем стало декоративным элементом. Подобное изделие музей приобретает впервые, и оно будет прекрасным пополнением его коллекции, так как позволит реконструировать комплекс украшений головного убора.

Э

Височная подвеска «зилиф - аскъы», Крым, XIX в. 

Височная подвеска «зилиф-аскъы», Крым, XIX в. 

Другими важными элементами декора головного убора крымских татар были височные подвески «зилиф-аскъы» - украшения локона прически. Традиционно они были пластинчатые, фигурной формы, изготовленные в самых различных техниках от чеканки до филиграни, часто с «шумящими подвесками» снизу, выполняющими роль оберега.

Др

Брошь для украшения головного убора («зиндериль» греч., «алтын-сургуч» кр.тат.), Крым, Бахчисарайский р-н, XVIII- XIX вв. 

Брошка для украшения головного убора («зиндериль» греч., «алтын-сургуч» кр.тат.),  Крым, XVIII- XIX вв. 

Другая пара украшений для головы, приобретаемая в музей, является аутентичной как для крымских татар, так и для крымских греков, в современной истории известных как мариупольские греки. Это брошки (шпильки) с подвесками под названием алтын-сургуч (кр.тат.) или зиндериль (греч.) Функциональное назначение этого изделия – закреплять полотенечный головной убор (перифтар у греков, марама у крымских татар) на висках. Как и подвески зилиф- аскъы, зиндериль (алтын-сургуч) носили замужние женщины.

Д

Пояс женский с массивной пряжкой. Крым, XIX –начало XX в

Пояс женский филигранный тип «лагшван-къушак», Крым, конец XIX- начало XX вв. 

 

Пояса у всех народов были важным элементом костюма. Они имели не только функциональное значение, но и были оберегами, играли важную роль во многих обрядах и ритуалах, и при этом не редко представляли собой высокохудожественное изделие. Особое внимание уделялось женским поясам, их богато украшали и часто передавали по наследству.

 В данной коллекции представлены два пояса ручной работы, бытовавшие в крымско-татарской среде. Один пояс (пряжка) выполнена из неблагородного металла, что свидетельствует либо о повседневном назначении изделия, либо о низком материальном достатке ее владелицы. Несмотря на это, пояс сохранил все элементы сакральности- изображенный на пряжке вазон, символизирующий Древо жизни, был мощным оберегом семьи, обеспечивающим гармонию и благополучие его владелицы. Пряжка знакомит нас также с мастерством чеканщика, который создавал высокохудожественные изделия.

Другое изделий знакомит нас с искусством ажурной филиграни, которым в совершенстве владели крымскотатарские мастера-ювелиры. Этот пояс относится к категории праздничных, обрядовых изделий. По своему типу он близок к поясам «къамалы къушакъ», которые застегивались с помощью миниатюрного кинжальчика («къама» – кинжал). Но на нем кинжал выступает больше как декоративный элемент, так как застежка пряжки находится изнутри.

По

Трубка курительная османская (состоит из трубки керамической фасона «тахта-чубук» и чубука (ствола). Крым, г. Бахчисарай, пер. половина XIX в. 

Трубка курительная османская (состоит из трубки керамической фасона «тахта-чубук» и чубука (ствола). Крым, г. Бахчисарай, пер. половина XIX в. 

Появление в Крыму курительных трубок связано с распространением моды на курение в Османской империи. Уже во второй половине XVII в. табакокурение прочно укоренилось и стало неотъемлемым атрибутом бытовой культуры местных жителей. Керамические трубки относятся к типу «восточных», фасона «тахта-чубук». Такой фасон трубок являлся одним из самых распространенных на территории Причерноморья.

Важной задачей для каждого музея, помимо сохранения, изучения и экспонирования культурных ценностей, является пополнение музейного фонда. В ходе системной совместной деятельности с Министерством культуры Республики Крым ведется традиционная, непрерывная и эффективная работа по пополнению музейных фондов Крымского этнографического музея. Данная коллекция ювелирных украшений, поясов и трубок курительных народов Крыма XVIII – нач. XX вв. станет достойным пополнением фондов музея. Все представленные предметы находятся в неплохой для своей датировки сохранности, имеют историко-культурное и художественное значение, соответствуют профилю музея и концепции комплектования фондов, будут интересны для этнографов и краеведов, позволят продолжить научную деятельность и исторические изыскания. В настоящее время приобретенные предметы представлены в экспозиции Крымского этнографического музея.

 

По