Филиппова Н.А.
Заведующая научно-исследовательским отделом
этнографии народов Крыма
Цитра – струнный щипковый музыкальный инструмент с грифом и хроматическими ладами на ящичном корпусе, который во время игры располагается в горизонтальном положении.
Это родственный арфе струнный щипковый инструмент с плоским корпусом, впереди слегка изогнут s-образно резонансный ящик, посредине крышки ящика круглый вырез. Название цитры происходит от греческого «кифара».
Цитра появилась во второй половине XVIII века из примитивного народного инструмента австрийских и баварских горцев прямоугольной формы. Музыкальный инструмент получил наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке.
Для цитры характерен ясный и приятный, но однообразный звук.
В России цитра появилась во второй половине XIX века. Расцвет цитры в России приходится на вторую половину XIX века и связан с деятельностью австрийского цитриста Ф. М. Бауэра, переселившегося в 1851 г. из Вены в Москву и ставшего придворным солистом при императорском дворе.
В Москве, Санкт-Петербурге и Риге были созданы общества цитристов.
После начала Первой мировой войны и Октябрьской революции цитра как элемент немецкой культуры стала подвергаться гонениям.
Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.
В 1995 году в фонды Крымского этнографического музея была передана немецкая цитра (КП-956, ИБ-403), изготовленная в Германии в начале XX века.
Музыкальный инструмент трапециевидной формы, покрытый черной краской и лаком. На деке закреплены струны (толстые и тонкие), имеются изображения розы и нот звукоряда с латинскими буквами.
Данный экспонат характеризует музыкальную культуру немцев Крыма, дополняя коллекцию музыкальных инструментов Крымского этнографического музея.