Наверх

29.06.2021 г. Молитвенный коврик «намазлык» из фондов Крымского этнографического музея

Бариева М.Р.

младший научный сотрудник

научно-исследовательского отдела этнографии народов Крыма

Скотоводческий тип хозяйства, обеспечивающий крымских татар сырьем в виде шерсти, обусловил развитие в Крыму ковроткачества. Во второй половине XIX – нач. XX вв. в Крыму существовало несколько центров по изготовлению ковров, сосредоточенных в Судакском районе (с. Таракташ, с. Коз, с. Токлук) вплоть до депортации. Производство ковров существовало лишь в рамках домашнего употребления, их передавали по наследству, они были обязательным предметом в составе приданого невесты в этой части полуострова.

На сегодняшний день известен лишь один вид крымскотатарских ковров – «килимы». Килим – это безворосвый ковер, изготовленный в технике ткачества «атма къыбрыз».  Килимы, использующиеся мусульманами для совершения ежедневной, ритуальной, пятикратной молитвы носят название «намазлык». Такие коврики постилали под ноги, таким образом, имея возможность совершить молитву в любом месте: в жилом или ином помещении, на улице, в мечети. Такие коврики небольших размеров, их длина втрое превышает ширину. Обязательным на намазлыках является изображение ниши – михраба для того, чтобы во время молитвы ее вершина была направлена в сторону Мекки, где находится святыня мусульман Кааба. Особенностью оформления крымскотатарского тканого килима намазлыка является изображение расположенных по обе стороны от общего для всех мусульман михраба двух минаретов. Зачастую мастерицы заполняли внутреннее пространство михраба изображениями знаков продолжения рода.

В 2021 г. в собрание Крымского этнографического музея поступил намазлык (КП-9577, ИБ-5197) в результате закупки. Изделие изготовлено в 2018 г. жительницей с. Вересаево Сакского р-на Любовью Сторчак. Орнаментальная композиция выткана по эскизу художника-орнаменталиста, исследователя крымскотатарского декоративно-прикладного искусства Мамута Чурлу. Колорит изделий максимально приближен к мягким, пастельным тонам старых изделий. Такой эффект достигается благодаря окрашиванию шерстяной пряжи натуральными красителями растительного и животного происхождения. К примеру, в данном изделии синий цвет получен из листьев растения индиго, красный – из корней марены красильной, песочный - из листьев скумпии, желтый – из бутонов софоры японской и т.д.

Данный намазлык характеризует состояние возрожденного искусства ковроткачества в Крыму, демонстрирует традиционную для Крыма орнаментацию и является особенно ценным, благодаря восстановленным техникам ткачества подобных изделий и технологиям приготовления натуральных красителей.